О том, какое влияние информационные системы оказывают на стабильность и показатели доходности бизнеса, а также как защитить его от потенциальных потерь с помощью современных технологически решений рассказал Карунин Владислав, руководитель проектного офиса «ГК Софтпоинт».
— Владислав Валериевич, как Вы считаете, какие направления бизнеса наиболее чувствительны к работе информационной системы?
— Сразу скажу, что абсолютно все отрасли чувствительны к стабильности работы корпоративных систем, в большей или меньше степени. Отвечая на Ваш вопрос, вначале я бы разделил системы на «OLTP-системы» (складские, торговые, банковские, «crm» и др. решения) и «OLAP-системы» (решения, позволяющие бизнесу провести оперативный анализ данных в требуемых разрезах, в том числе полученных из «OLTP-систем»). Как правило, первые являются более критичными для бизнеса.
— На каких масштабах предприятия система становится более критичной для бизнеса?
— Полагаю, что ни для кого не секрет, что зачастую темпы роста бизнеса опережают темы развития внедренных корпоративных систем. То есть решение, реализованное на начальной стадии развития компании, зачастую может просто не справиться с возросшим информационным потоком. И этот вопрос является комплексным от архитектуры и до аппаратной платформы. Наша компания как вендор инфраструктурных решений при реализации проектов сталкивались с системами различного масштаба (от 50 пользователей и 10 гигабайт объем данных до 5000 пользователей и объемом данных в несколько десятков терабайт). С ростом этих показателей критичность систем для бизнеса движется по экспоненте.
Для предприятий разных отраслей, разумеется, стоимость простоя информационных систем также может существенно различаться. Для предприятий с непрерывным производственным циклом, снижение доступности системы может оказать необратимое влияние на безопасность технологических процессов, что приведет к невосполнимым потерям. Для сегмента ритейл простой оперативной системы, обеспечивающей процессы торговой деятельности, приводит к прямым потерям, начиная от недополученной прибыли за период, заканчивая потерей части рынка. То есть, так или иначе, бизнесу и его представителям важно реализовывать стратегически верные решения, позволяющие повысить доступность и отказоустойчивость корпоративных систем.
— Можете сходу привести конкретный пример, укрупненно без сложных моделей, но в цифрах – во что может вылиться нестабильная работа корпоративных информационных систем?
— Предлагаю в качестве примера вернуться к тому же ритейлу, так или иначе, область знакома широкому кругу. Рассмотрим информационную систему, обеспечивающую работу розничной сети магазинов. Фронт состоит, допустим, из 200 розничных точек продаж, в каждой из которых по 2 кассы. В системе единая база данных, пользователи работают в терминале.
Допустим, в среднем на 1 кассе пробивают 1 чек в 5 минут, то есть за 1 час получается 12 чеков на кассу или 4 800 чеков на всю розничную сеть в час. При 12 часовом рабочем дне количество чеков за день составит 57 600 шт.
Предположим, что средняя сумма чека составляет 500 рублей. Оборот розничной сети за день составит 28,8 млн. руб.
Если доступность системы для бизнес-операций не обеспечена на 100% и возможны простои даже на 1%, что в абсолютном выражении составит, казалось бы, какие-то 7,2 минуты за 1 рабочий день, то бизнес может недополучить ежедневного оборота розничной сети на 288 тыс. руб. в день и более 8 млн. руб в месяц..
Прошу обратить отдельное внимание на то, что в расчете никак не были учтены внешние факторы, такие как воздействие «бэк-офиса» на доступность информационной системы и пр. Они могут быть весьма существенными, как минимум в период сдачи регламентированной отчетности, и этом может приводить к резкому падению доступности системы для «фронт-офиса» и эскалации потерь оборота розничной сети.
— Какие технологии или решения для повышения стабильности системы Вы можете порекомендовать?
— Даже при условии оптимального выбора архитектуры и аппаратно-программного решения, рассчитанного на рост информационной системы, реальное распределение информационных потоков, так или иначе, может оказать существенное влияние на её доступность и быстродействие.
Зачастую делается выбор в сторону наращивания аппаратных ресурсов, но это не всегда приносит ожидаемый эффект. Изменение же логики работы системы на программном уровне, как минимум неприемлемо по причине длительности реализации. В таких ситуациях решение может лежать на уровне инфраструктуры. Например, для «OLTP-систем» в нашей компании есть собственное программное решение – технология Data Cluster, которая позволяет не изменяя логику работы приложения, а также не внося архитектурных изменений, в кратчайшие сроки получить эффект в виде масштабирования информационного потока на уровне серверов баз данных. Доступность системы повышается в разы вплоть до ускорения отдельных пользовательских операций. При этом вероятность простоев системы стремится у нолю, что снижает риски потерь бизнеса, и повышает его эффективность, в том числе в разы в финансовом выражении.
— Можно ли привести практический пример, как внедренное Вами инфраструктурное решение помогло бизнесу сократить издержки и возможные потери?
— Да, конечно, таких кейсов в моей практике наберется не один десяток. Полагаю, Вам будет интересен более показательный пример с точки зрения масштабов бизнеса. Один из свежих кейсов – это проект, который мы реализовали для компании «Деловые линии».
Одна из крупнейших транспортно-логистических компаний России. Корпоративная система с единой базой данных в формате 24*7, в которой работают свыше 3 000 пользователей. В текущих показателях система работала на пределе возможностей с точки зрения качества выполнения заказов клиентов. С учетом планового масштабирования системы на 15-20%, было абсолютно четкое понимание того, что система не справится с возросшим информационным потоком, что приведет к снижению скорости обработки заказов и, соответственно, понизит индикатор лояльности клиентов, что неприемлемо в высоко конкурентном бизнесе. По результатам пилотного внедрения Data Cluster, бизнес принял взвешенное решение в пользу этой технологии. В результате рабочий потенциал системы был поднят до уровня не менее 5000 одновременно работающих пользователей, то есть технология Data Cluster в том числе на технологическом уровне поддержала рост доходности компании.
— Есть ли конкуренты у данной технологии?
— С одной стороны на рынке существуют функционально схожие решения, вендорами которых выступают, как правило, не резиденты. Но с другой стороны, если сегментировать варианты решений по области применения на уровне видов систем, то для класса «OLTP-систем» технология Data Cluster с моей точки зрения пока вне конкуренции.